Проезжая часть
Проезжая часть является основной частью дороги. Ширину проезжей части и число полос движения устанавливают в зависимости от технической категории дороги. Проезжую часть дороги устраивают выпуклой для отвода дождевой и талой снеговой воды.
Обычно ей придают очертание кривой или двух наклонных плоскостей, сопряженных между собой дугой. Возвышение оси проезжей части над ее кромками называют стрелой выпуклости.
Обочины создают боковой упор для дорожной одежды, предохраняют края покрытия от обламывания.
За счет обочин расширяют проезжую часть для разъездной встречного транспорта и съезда его при вынужденных остановках. При перестройке или ремонте дороги на обочинах временно складывают дорожно-строительные материалы.
Обочины должны быть всегда хорошо спланированы и находиться на одном уровне с покрытием. Обочинам придают поперечный уклон 4-6%, т. е. примерно на 2% больше уклона проезжей части.
На участках с интенсивным движением, а также в пределах населенных пунктов обочины укрепляют гравием, песком, шлаком, каменными отходами, мостят камнем или же обрабатывают органическими вяжущими материалами.
Для устройства дорожной одежды в земляном полотне устраивают мелкую выемку с отвесными боковыми стенками, называемую корытом.
В корыто укладывают в определенном порядке дорожно-строительные материалы.
Для удаления с дороги поверхностной воды, а также для отвода воды, поступающей из водоносных слоев, служат боковые канавы, или кюветы. Их устраивают по сторонам земляного полотна. В поперечном разрезе боковые канавы имеют треугольную или трапецеидальную форму.
Части полосы отвода, расположенные с правой и левой сторон земляного полотна, между наружной бровкой канавы и границей полосы. отвода называют обрезами. Обрезы предназначены для размещения водоотводных сооружений и устройств, зеленых насаждений, линейных и гражданских зданий, летних и объездных путей, закладки резервов и отсыпки кавальеров, установки снегозащитных ограждений.