Определение износа на щебеночных и гравийных покрытиях
На щебеночных и гравийных покрытиях износ можно определить, пробивая лунку в одежде и измеряя ее толщину через определенные промежутки времени (через 3 года для гравийных покрытий и через 5 лет для щебеночных).
При этом способе нарушается прочность дорожной одежды, что в дальнейшем служит причиной образования ямочности, поэтому его не рекомендуется применять на дорогах с усовершенствованными покрытиями.
К нему следует прибегать лишь при приемке работ и перед капитальным ремонтом и реконструкцией дороги.
Толщину щебеночных (гравийных) покрытий и песчаного основания определяют в пяти поперечниках на каждом километре; на мостовых — в двух поперечниках с измерением не менее пяти камней в каждой лунке, а также песчаного слоя. На грунтовых улучшенных дорогах толщину улучшенного слоя измеряют в двух поперечниках.
При сплошных промерах на щебеночных (гравийных) покрытиях дорожную одежду пробивают через каждые 100 м.
Количество лунок на поперечнике назначают в зависимости от ширины проезжей части: при ширине до 6 м — три лунки, при большей ширине — пять.
Толщину покрытия измеряют при помощи промерника в четырех местах в каждой лунке: двух, расположенных вдоль покрытия, и двух в перпендикулярном направлении, и выводят среднюю на лунку.
Средний годовой износ Лср определяют путем деления величины износа на количество лет между промерами.